Американский танк Абрамс M1A2 - характеристики и особенности
Что такое НАТО > Базы НАТО и США в Европе > Оружие США - Иджис, Абрамс
Американский танк M1A2 "Абрамс"
Пишет Gosh100 (gosh100) 2015-12-09
Самое важное и шокирующее что про него нужно знать - это не совсем танк. А скорее и совсем не танк - зависит от того, что под этим понятием подразумевать.
Нет, на танк внешне Абрамс очень похож и смело может им называться : гусеницы, броня, башня, пушка - все аттрибуты налицо.
Во всех описаниях и классификациях он тоже называется танком. Даже не просто танком, а основным боевым танком.
Во всех описаниях и классификациях он тоже называется танком. Даже не просто танком, а основным боевым танком.
Но здесь возникает некая неловкость - если мы говорим о таком общепринятом военными всего мира понятии как основной боевой танк, ОБТ (main battle tank), то "Абрамс" в него совершенно не вписывается.
ОБТ - по определению это универсальная боевая машина, предназначенная для решения широкого спектра задач и поражения разных целей. Танки могут оборонятся и наступать, прорывая оборону противника, уничтожая огневые точки и укрепления. Они могут бороться как с бронированными машинами, так и с пехотой и воздушными целями, совершать глубокие рейды по тылам противника.
Но вообще ОБТ это главное наступательное оружие сухопутных сил.
Но вообще ОБТ это главное наступательное оружие сухопутных сил.
"Абрамс" же был создан для довольно узкой и конкретной задачи - уничтожения советских танковых армад на европейском театре военных действий. Туда же он и направлялся всегда в первую очередь. Тут надо понимать что это, мягко говоря, не основная функция нормального танка как универсальной боевой машины - бороться с другими танками.
Это функция противотанковой САУ! И фактически, "Абрамс" по большинству признаков является тяжелой противотанковой САУ:
1) Боеприпасы "Абрамса" до последнего времени были в основном противотанковыми.
Вот типовые снаряды Абрамса, которые составляют до 90% БК - противотанковые "ломы".
Самого ходового, осколочно-фугасного снаряда, который необходим для борьбы с пехотой, огневыми точками - в боекомплекте "Абрамса" нет (точнее, недавно только начались пробные закупки немецких снарядов DM11 для морской пехоты, а также эксперименты со своим новым ОФС).
Для борьбы с пехотой придумали совершенно безумный боеприпас - картечь!
Такой гигантский охотничий патрон.
Такой гигантский охотничий патрон.
То есть американский супермегатанк стреляет по вражинам из пушки снопом шариков (картечью), как делали во времена наполеоновских войн. С соответсвующей дальностью поражения - целых 500 метров. Если повезет. Опять привет из 19-го века.
Еще используется универсальный кумулятивный (в просторечьи бронепрожигающий) снаряд, который заодно имеет осколочную оболочку. Но это тоже мимо, что называется за неимением лучшего.
2) В "Абрамсе" пушку заряжает человек, а не автомат.
Это очень большой недостаток, он сильно осложняет стрельбу на ходу и увеличивает размер танка.
То есть "Абрамс" быстро и точно может стрелять, только когда стоит на месте (из засады), как типичная ПТ САУ.
А если танк едет по бездорожью? Представьте что у вас в руках снарядище под метр размером и весом 20 кг и вас колдобит по ухабам, а башня с пушкой вращается перед вами. Сможете зарядить?
3) Из-за наличия заряжающего "Абрамс" получился гигантским, и забронировать его адекватно со всех сторон невозможно.
Вот его силуэт в профиль по сравнению с нашими танками.
Поэтому он имеет ярко выраженную неравномерность в бронезащите - она сосредоточена на фронтальных поверхностях.
Он бронирован так, чтобы атакующий вражеский танк не мог поразить "Абрамс" в лоб. Соответсвенно весь верх, бока и задняя часть корпуса, часть башни оказались слабо защищены и большая часть танка легко поражается древними ручными противотанковыми гранатометами типа РПГ-7. Для войны в населенных пунктах это очень, очень плохо.
Американцы конечно осознают эту проблему и разработали комплект дополнительного бронирования, но об этом ниже.
4) Чтоб передвигать перетяжеленную машину, пришлось поставить газовую турбину вместо дизеля.
Это своего рода такое инженерное читерство.
Турбина при той же мощности гораздо меньше и легче чем дизель и позволяет легко получить с виду хорошую удельную мощность ( т.е подвижность) для тяжелого танка. Но она не годится для танка по ряду других причин, главная из которых - ее прожорливость.
У турбины относительно низкий КПД. Повышенный расход топлива делает невозможным глубокое наступление на таком танке, резко снижает боеспособность танковых подразделений.
Но дальность хода была на последних местах для разработчиков в списке приоритетов. Видимо подразумевалось, что им нужно только доехать до места засады и дальше отстреливать наступающие орды советских танков.
Это своего рода такое инженерное читерство.
Турбина при той же мощности гораздо меньше и легче чем дизель и позволяет легко получить с виду хорошую удельную мощность ( т.е подвижность) для тяжелого танка. Но она не годится для танка по ряду других причин, главная из которых - ее прожорливость.
У турбины относительно низкий КПД. Повышенный расход топлива делает невозможным глубокое наступление на таком танке, резко снижает боеспособность танковых подразделений.
Но дальность хода была на последних местах для разработчиков в списке приоритетов. Видимо подразумевалось, что им нужно только доехать до места засады и дальше отстреливать наступающие орды советских танков.
Хотя, если посмотреть ТТХ в Википедии какой-нибудь, то кажется что все не так уж плохо - "Абрамс" якобы на одной заправке может проехать около 400 км против наших 500. Но это просто туфта. Сферическо-конические цифры для идеальных условий, идеальной температуры и так далее. Дело в том что турбина очень резко теряет мощность в жарком воздухе, гусеницы Абрамса "гладкие", плохо приспособлены к передвижению на пересеченной местности, многочисленное оборудование потребляет огромное количество топлива даже когда танк стоит, турбина сосет много воздуха, пыль быстро забивает фильтры и опять мощность резко падает.
Таким образом, например во время "Бури в пустыне" 91-го года правительственнным контрольно-ревизионным управлением (GAO) было отмечено, что танк реально потребляет 7 галлонов топлива на милю при емкости баков 500 галлонов.
Т.е. реальный пробег на одной заправке составил 70 миль. То есть всего 115 километров!
Фактически танки требовали заправки каждые 3-5 часов. Даже если они просто стояли на месте.
Уезжать далеко от шоссе было крайне затруднительно, иначе заправщики просто не смогли бы к ним подобраться.
В итоге возник настоящий логистический кошмар - мало того что танки жрут топливо цистернами так, что его не успевают подвозить, так еще и сами заправщики тоже требуют топлива, и подвозка этого горючего еще требует топива и так далее. То есть с ростом прожорливости танка потребность в горючем возрастает не в арифметической прогрессии, а геометрической!
Грубо говоря, допустим турбинный танк в два раза требует больше топлива чем дизельный, тогда потратить на подразделение его придется в четыре раза больше, с учетом затрат на подвоз. Британский генерал Рэйд, явившийся свидетелем боевого применения армией США танков М1А2 на кувейтском ТВД в 1991 г., также свидетельствовал, что газотурбинные «Абрамсы» расходовали топлива в 4 раза больше, чем дизельные британские танки «Челленджер». Это потребовало поставок топлива для американских танков с помощью длинных конвоев, колонн топливозаправщиков и других грузовых машин.
Возникла ситуация, когда "Абрамсы" просто не смогли закончить окружение сил иракской Нагвардии, потому что у них тупо закончилось горючее. Это при том что воевали всего 4 дня.
Вообще говоря, у танковой турбины масса недостатков, а часто упоминаемые преимущества перед дизелями на практике не наблюдаются.