Бюджет НАТО - прямые и косвенные расходы членов альянса - вооружение армии

Перейти к контенту

Бюджет НАТО - прямые и косвенные расходы членов альянса

Бюджет НАТО
ТАСС-ДОСЬЕ. 25 мая 2017 в Брюсселе пройдет очередной саммит НАТО. Один из вопросов повестки дня касается финансирования альянса.
Финансируют  альянс все 28 стран-членов за счет прямых и косвенных взносов. Из  прямых ежегодных взносов, которые рассчитываются по формуле, учитывающей  объем валового национального дохода страны, формируется бюджет НАТО.
Косвенные расходы на НАТО - затраты покрывает  тот, кто их несет
Косвенные взносы поступают на добровольной основе от отдельных  государств, принявших решение участвовать в какой-либо конкретной миссии  или операции под руководством альянса.
В  основе этого механизма финансирования лежит принцип "затраты покрывает  тот, кто их несет". Например, участие в Международных силах по  содействию безопасности в Афганистане, которыми руководила НАТО в  2003-2014 гг. (в состав сил входили все члены блока), обошлось США примерно в $700 млрд, Германии - около $9 млрд, Дании - около $2 млрд,  Литве - почти в $90 млн.
Бюджет НАТО - гражданский, военный, обеспечение безопасности
Бюджет  состоит из трех частей: гражданского бюджета (в 2017 г. - €234 млн; в  2016 г. - €222,6 млн), военного (€1,3 млрд; €1,2 млрд) и бюджета  Программы по инвестициям в обеспечение безопасности (€655 млн; €690  млн). Бюджет утверждается высшим политическим органом НАТО -  Североатлантическим советом (Совет НАТО).
За  счет гражданского бюджета покрываются расходы на персонал, включая  выплаты пенсий гражданским сотрудникам (64%), эксплуатацию комплекса  штаб-квартиры в Брюсселе (22%) и др. Средства выделяют из своих бюджетов  министерства иностранных дел стран-членов.
Основными  расходными статьями военного бюджета являются поддержка деятельности  органов военного управления НАТО (48%), частичное финансирование  операций и миссий (24%), а также выплата пенсий военным (9%). Средства  поступают из военных бюджетов стран-членов.
Программа  НАТО по инвестициям в обеспечение безопасности направлена на поддержку  функционирования таких объектов, как аэродромы и морские порты, системы  связи и информации, радиолокационные станции, склады и хранилища,  средства навигации и др. Средства выделяются министерствами обороны  государств-членов.
В настоящее время крупнейшая доля в общем бюджете  альянса принадлежит США - 22%.
За  ними следуют Германия (14,6%), Франция (10,6%), Великобритания (9,8%),  Италия (8,4%) и Канада (6,6%). Наименьшую финансовую нагрузку несет  Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил (0,05%). Из стран,  вступивших в НАТО в период с 1999 г. по 2009 г., наибольшая доля у  Польши (2,7%), наименьшая - у Албании (0,08%), у прибалтийских  государств - 0,1-0,2%. За проверку счетов НАТО отвечает независимый  Международный совет аудиторов, членов которого назначает Совет НАТО.
Оборонные расходы стран-членов НАТО - норма 2%
Объединенные  вооруженные силы НАТО включают контингенты, выделенные странами -  участницами блока. В связи с этим руководство альянса придает большое  значение вопросу инвестиций государств в оборону. В конце 1970-х гг., во  время холодной войны, по инициативе США была принята установка,  согласно которой союзники должны были ежегодно увеличивать свои военные  расходы минимум на 3%. Согласно исследованиям Пентагона, в 1978-1989 гг.  из 16 стран-членов эти требования выполняли только пять государств:  США, Канада, Люксембург, Норвегия и Испания.
В  1990 г., в связи с окончанием противостояния между Востоком и Западом и  отсутствием угрозы со стороны Организации Варшавского договора, в НАТО  было принято решение отказаться от требования ежегодного увеличения  военных расходов. В связи с этим в течение 1990-х гг. почти все члены  альянса снижали свои оборонные бюджеты. Вопрос об их увеличении вновь  стал обсуждаться с 1999 г., когда блок принял документы, направленные на  повышение оборонного потенциала с целью отражения новых угроз, прежде  всего ввиду распространения ОМУ, международного терроризма и др.
После  терактов 11 сентября 2001 г. эта тема стала особенно актуальной, и в  2006 г. члены НАТО официально договорились о сумме расходов на оборону в  размере 2% от ВВП. На тот момент этой нормы придерживались шесть стран:  Болгария (2,3%), Великобритания (2,4%), Греция (2,8%), США (4,1%),  Турция (2,2%) и Франция (2,5%). В последующие годы, несмотря на принятый  стандарт, в целом расходы не повышались, более того, некоторые страны  не только не выполняли требование о 2%, но и периодически снижали  расходы (в их числе Германия, Италия, Португалия, Турция).
США  также уменьшали ассигнования (тем не менее страна никогда не тратила на  оборону менее 2% от ВВП): в 2009 г. - 5,2%, в 2016 г. - 3,6%.
В  2016 г., согласно отчету НАТО, не менее 2% от ВВП на оборону потратили,  помимо США, четыре страны: Великобритания (2,1%), Греция (2,3%), Польша  (2%) и Эстония (2,8%). Многие члены альянса разработали национальные  планы по достижению установленной нормы к 2024 г. При этом по сравнению с  2015 г. общие расходы на оборону европейских стран НАТО и Канады  увеличились в реальном выражении на $10 млрд (3,8%).
В  2016 г. на долю США приходилось 68% совокупных оборонных расходов стран  НАТО. В отчете альянса указывается, что, учитывая статус США как  "глобальной державы", их затраты в сфере обороны нельзя сравнивать с  расходами других стран. Однако отмечается необходимость стремиться к  "большей сбалансированности".
20% на новые образцы вооружения
Помимо  показателя 2% от ВВП, в НАТО действует еще один стандарт - члены  альянса должны выделять 20% от своих оборонных расходов на приобретение  новых образцов вооружений. Официально эта норма была принята на саммите в  Уэльсе (Великобритания) в 2014 г. Согласно последнему отчету НАТО, в  2016 г. это требование выполнили 10 стран: Великобритания (22%), Италия  (20%), Литва (27%), Люксембург (27%), Норвегия (25%), Польша (25%),  Румыния (20%), США (25%), Турция (22%) и Франция (24,4%).
Оба целевых показателя достигли только три страны: США, Великобритания и Польша.
Назад к содержимому