Бюджет НАТО - прямые и косвенные расходы членов альянса
Бюджет НАТО
ТАСС-ДОСЬЕ. 25 мая 2017 в Брюсселе пройдет очередной саммит НАТО. Один из вопросов повестки дня касается финансирования альянса.
Финансируют альянс все 28 стран-членов за счет прямых и косвенных взносов. Из прямых ежегодных взносов, которые рассчитываются по формуле, учитывающей объем валового национального дохода страны, формируется бюджет НАТО.
Косвенные расходы на НАТО - затраты покрывает тот, кто их несет
Косвенные взносы поступают на добровольной основе от отдельных государств, принявших решение участвовать в какой-либо конкретной миссии или операции под руководством альянса.
В основе этого механизма финансирования лежит принцип "затраты покрывает тот, кто их несет". Например, участие в Международных силах по содействию безопасности в Афганистане, которыми руководила НАТО в 2003-2014 гг. (в состав сил входили все члены блока), обошлось США примерно в $700 млрд, Германии - около $9 млрд, Дании - около $2 млрд, Литве - почти в $90 млн.
Бюджет НАТО - гражданский, военный, обеспечение безопасности
Бюджет состоит из трех частей: гражданского бюджета (в 2017 г. - €234 млн; в 2016 г. - €222,6 млн), военного (€1,3 млрд; €1,2 млрд) и бюджета Программы по инвестициям в обеспечение безопасности (€655 млн; €690 млн). Бюджет утверждается высшим политическим органом НАТО - Североатлантическим советом (Совет НАТО).
За счет гражданского бюджета покрываются расходы на персонал, включая выплаты пенсий гражданским сотрудникам (64%), эксплуатацию комплекса штаб-квартиры в Брюсселе (22%) и др. Средства выделяют из своих бюджетов министерства иностранных дел стран-членов.
Основными расходными статьями военного бюджета являются поддержка деятельности органов военного управления НАТО (48%), частичное финансирование операций и миссий (24%), а также выплата пенсий военным (9%). Средства поступают из военных бюджетов стран-членов.
Программа НАТО по инвестициям в обеспечение безопасности направлена на поддержку функционирования таких объектов, как аэродромы и морские порты, системы связи и информации, радиолокационные станции, склады и хранилища, средства навигации и др. Средства выделяются министерствами обороны государств-членов.
В настоящее время крупнейшая доля в общем бюджете альянса принадлежит США - 22%.
За ними следуют Германия (14,6%), Франция (10,6%), Великобритания (9,8%), Италия (8,4%) и Канада (6,6%). Наименьшую финансовую нагрузку несет Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил (0,05%). Из стран, вступивших в НАТО в период с 1999 г. по 2009 г., наибольшая доля у Польши (2,7%), наименьшая - у Албании (0,08%), у прибалтийских государств - 0,1-0,2%. За проверку счетов НАТО отвечает независимый Международный совет аудиторов, членов которого назначает Совет НАТО.
Оборонные расходы стран-членов НАТО - норма 2%
Объединенные вооруженные силы НАТО включают контингенты, выделенные странами - участницами блока. В связи с этим руководство альянса придает большое значение вопросу инвестиций государств в оборону. В конце 1970-х гг., во время холодной войны, по инициативе США была принята установка, согласно которой союзники должны были ежегодно увеличивать свои военные расходы минимум на 3%. Согласно исследованиям Пентагона, в 1978-1989 гг. из 16 стран-членов эти требования выполняли только пять государств: США, Канада, Люксембург, Норвегия и Испания.
В 1990 г., в связи с окончанием противостояния между Востоком и Западом и отсутствием угрозы со стороны Организации Варшавского договора, в НАТО было принято решение отказаться от требования ежегодного увеличения военных расходов. В связи с этим в течение 1990-х гг. почти все члены альянса снижали свои оборонные бюджеты. Вопрос об их увеличении вновь стал обсуждаться с 1999 г., когда блок принял документы, направленные на повышение оборонного потенциала с целью отражения новых угроз, прежде всего ввиду распространения ОМУ, международного терроризма и др.
После терактов 11 сентября 2001 г. эта тема стала особенно актуальной, и в 2006 г. члены НАТО официально договорились о сумме расходов на оборону в размере 2% от ВВП. На тот момент этой нормы придерживались шесть стран: Болгария (2,3%), Великобритания (2,4%), Греция (2,8%), США (4,1%), Турция (2,2%) и Франция (2,5%). В последующие годы, несмотря на принятый стандарт, в целом расходы не повышались, более того, некоторые страны не только не выполняли требование о 2%, но и периодически снижали расходы (в их числе Германия, Италия, Португалия, Турция).
США также уменьшали ассигнования (тем не менее страна никогда не тратила на оборону менее 2% от ВВП): в 2009 г. - 5,2%, в 2016 г. - 3,6%.
В 2016 г., согласно отчету НАТО, не менее 2% от ВВП на оборону потратили, помимо США, четыре страны: Великобритания (2,1%), Греция (2,3%), Польша (2%) и Эстония (2,8%). Многие члены альянса разработали национальные планы по достижению установленной нормы к 2024 г. При этом по сравнению с 2015 г. общие расходы на оборону европейских стран НАТО и Канады увеличились в реальном выражении на $10 млрд (3,8%).
В 2016 г. на долю США приходилось 68% совокупных оборонных расходов стран НАТО. В отчете альянса указывается, что, учитывая статус США как "глобальной державы", их затраты в сфере обороны нельзя сравнивать с расходами других стран. Однако отмечается необходимость стремиться к "большей сбалансированности".
20% на новые образцы вооружения
Помимо показателя 2% от ВВП, в НАТО действует еще один стандарт - члены альянса должны выделять 20% от своих оборонных расходов на приобретение новых образцов вооружений. Официально эта норма была принята на саммите в Уэльсе (Великобритания) в 2014 г. Согласно последнему отчету НАТО, в 2016 г. это требование выполнили 10 стран: Великобритания (22%), Италия (20%), Литва (27%), Люксембург (27%), Норвегия (25%), Польша (25%), Румыния (20%), США (25%), Турция (22%) и Франция (24,4%).
Оба целевых показателя достигли только три страны: США, Великобритания и Польша.