Польша - военные базы США и НАТО в Польше
Что такое НАТО > Базы НАТО и США в Европе > Военные базы США в Польше
Новые военные базы США в Польше
23 сентября 2019 года во время встречи в Нью-Йорке президенты Польши Анджей Дуда и США Дональд Трамп подписали Cовместную декларацию об углублении сотрудничества США и Польши в области обороны. Документ основан на Совместной декларации о сотрудничестве в области обороны и присутствии вооруженных сил Соединенных Штатов на территории Республики Польша от 12 июня 2019 года, и, в частности, определяет согласованные места размещения на территории Польши дополнительных военных объектов США с целью запланированного увеличения численности американских вооруженных сил на территории Польши с 4500 до минимум 5500 человек.
Согласно подписанной 23 сентября Совместной декларации, на территории Польши определены следующие районы дислокации дополнительных военных контингентов США:
Познань - передовой штаб дивизии (Division Headquarters (Forward)) с группой обеспечения
Дравско-Поморске - объединенный центр боевой подготовки (Combat Training Center) для совместного использования вооруженными силами США и Польши.
Дравско-Поморске - объединенный центр боевой подготовки (Combat Training Center) для совместного использования вооруженными силами США и Польши.
Вроцлав-Страховице - аэродром ВВС США для доставки грузов и войск
Ласк - эскадрилья беспилотных летательных аппаратов General Atomics MQ-9 Reaper ВВС США.
Повидз - бригада армейской авиации, батальон обеспечения и подразделения сил специальных операций.
Люблинец - объект сил специальных операций.
Ласк - эскадрилья беспилотных летательных аппаратов General Atomics MQ-9 Reaper ВВС США.
Повидз - бригада армейской авиации, батальон обеспечения и подразделения сил специальных операций.
Люблинец - объект сил специальных операций.
Также в документе сообщается, что Польша и Соединенные Штаты продолжат "расширенный диалог" о выборе наиболее подходящего места в Польше для дислокации на постоянной основе бронетанковой бригады армии США.
17 миллиардов в год субсидии Польше от евросоюза вскормили гиену Европы
С момента попадания в конце прошлого века в «круг избранных», Польша, по сути, являлась аутсайдером в Евросоюзе, в то время как Франция и Германия — однозначно экономическими и промышленными лидерами объединения.
Ежегодно Польша получала от ЕС безвозмездную помощь в сумме 17 миллиардов евро. Статус вечного просителя, конечно же, чрезвычайно тяготит поляков, и они любыми путями пытаются избавиться от него. Кроме того, основополагающий для ЕС документ — Европейская конвенция по правам человека — оказался несовместим с конституцией Польши. В глубоко религиозной католической стране запрещены аборты и даже имеются пространства, «свободные от ЛГБТ». В итоге Брюссель обязал поляков выплачивать ежедневно по миллиону евро, пока они не изменят своё законодательство. Естественно, что данное обстоятельство ещё больше простимулировало варшавских политиков для изменения положения дел в свою пользу.
Среди политологов есть мнение, что глобальная задача, которую поставили перед собой поляки, — не просто войти в тройку лидеров ЕС, а стать «номером один». В качестве основного проекта для воплощения в реальность польских устремлений был выбран проект, который получил название «Трёхморье». Своими корнями он уходит к главной идее Юзефа Пилсудского, желавшего видеть Польшу «от можа до можа».
В его представлении страна должна была стать крупным политическим игроком, с интересами которого считались бы не только в Европе, но и за её пределами. Польша должна была стать важным и весомым фактором баланса сил в регионе. Поэтому пространство от Балтики до Чёрного моря Пилсудский представлял себе в виде конфедерации государств, размещённых на землях «исторической Речи Посполитой».
При этом начальник Польского государства видел свою цель в создании противовеса и немецкому, и российскому влиянию в европейском политтеатре. И не скрывал, что является противником как России, так и Германии.
Современная польская правящая элита выступает продолжателями идеологии и политики Ю.Пилсудского применительно, конечно же, к современным условиям.
В новом проекте «Трёхморье», помимо стран, значившихся в устаревшей версии Пилсудского «Междуморье», присутствуют Хорватия и Словения (таким образом, к Балтийскому и Черному морям добавляется Адриатика), и, естественно, в перспективе Украина и Белоруссия. В таком конфедеративном союзе Польша видит себя лидером всей Восточной Европы. Как полагают в США и Великобритании, для Польши такой сценарий был бы выигрышным вдвойне, поскольку объединенный регион Восточной Европы с человеческим и экономическим потенциалом более ста миллионов человек мог бы оспорить доминирование Германии и Франции в ЕС.
Исходя именно из этих соображений, строилась последние десятилетия вся внешняя и внутренняя политика Польши. Обеспечив себе членство в «основных клубах» — НАТО и Евросоюзе, Варшава принялась за создание собственных проектов для наращивания своего влияния в Восточноевропейском регионе.
Организация Содружества стран демократического выбора (2005 г.), программа «Восточное партнерство» (2008 г.), «Инициатива трех морей» (2015 г.), «Люблинский треугольник» (2020 г.), «Европейское содружество» (2022 г.) — во всех этих проектах заглавная роль отведена Польше. Для продвижения к цели польский истеблишмент использует любые возможности. Например, в 2021 году на границе с Беларусью возник миграционный кризис. Варшава поспешила обвинить Минск в развязывании гибридной войны.
Блестяще отыграв роль «восточного форпоста», защищающего Евросоюз от «осаждающих орд варваров», Польша обеспечила себе удобную позицию для торга с Брюсселем и потребовала от ЕС возобновления денежных траншей. Рейтинги правящей националистической партии «Право и справедливость» стремительно выросли.
В настоящее время Варшава использует российскую спецоперацию как предлог для усиления собственной армии.
Как недавно заявил глава польского военного ведомства Мариуш Блащак, «среди европейских стран НАТО у нас будут самые сильные сухопутные войска. Польская армия должна быть такой многочисленной и мощной, чтобы заранее отпугнуть агрессора».
Помимо этого, по мнению аналитиков, с начала СВО на Украине Польша заметно прибавила в политическом весе — польское руководство диктует, что включать в очередной пакет антироссийских санкций и сколько оружия отправить Киеву. Варшава раз за разом обрушивается с критикой на европейских партнеров из-за их бездеятельности и недостаточной помощи Украине.
Анджей Дуда публично осудил звонки канцлера ФРГ Олафа Шольца и лидера Франции Эмануэля Макрона российскому лидеру. То есть становится очевидным, что, если остальные члены ЕС еще не осознали появления новых тенденций в раскладе политических сил, то для Польши это уже свершившийся факт. Осталось только убедить в этом европейских лидеров — Германию и Францию.
Таким образом, можно сказать, что мы являемся свидетелями того, как на европейском пространстве формируется новый баланс сил, и данный процесс развивается, как было отмечено ранее, под воздействием целенаправленной внешнеполитической деятельности Польши, которая чувствует поддержку со стороны США и Великобритании.
Следует отметить, что у лидеров англосаксонского мира есть свои интересы в политическом и экономическом переформатировании Европы.
Например, в США не забыли демарша Франции и ФРГ, которые не поддержали военное вторжение США в Ирак, после чего американцы «поделили» Евросоюз на старую и новую Европу. Понятно, что к «молодой поросли» были отнесены государства Восточной Европы, которые безоговорочно поддерживают политику США. Например, Польша и страны Балтии. Объединённое Королевство также заинтересовано в наличии подконтрольного лидера в Евросоюзе, от обязательств перед которым само уже избавилось, но сохранить влияние на него очень хочет.
Вместе с этим следует отметить, что поступательная реализация Польшей своих честолюбивых амбиций не может оставаться без внимания действующих лидеров ЕС. Сложившийся тандем Франции и ФРГ, как основателей Евросоюза, вряд ли уступит свое место нахрапистой польской шляхте. К тому же, какова бы ни была сильна преданность Польши англосаксонским кураторам, те в любой момент могут без сожаления распрощаться со своей «воспитанницей», если на политическом Олимпе сложится соответствующая конъюнктура (бегство армии США из Афганистана — подтверждение тому).
Кроме того, не стоит забывать, что разрушение устоявшейся политической архитектуры ЕС (к чему собственно и стремится Польша) способно повлечь изменения в самой структуре европейского пространства, вследствие наличия не одного узла из территориальных проблем, исторически сложившихся в Европе.
Оплата военных баз США в Польше
Десятки тысяч солдат, новое вооружение и колоссальные расходы — в Польше всерьез задумались о цене американских военных баз на своей территории. Местные СМИ сообщают, что после переброски дополнительных сил США Варшаве придется выложить миллиарды долларов. О том, что включат в счет, — в материале РИА Новости.
All inclusive для США по-польски
В середине августа Вашингтон и Варшава подписали соглашение об усилении американского контингента в Польше. Согласно документу, в страну направят еще тысячу военнослужащих и их общая численность достигнет шести тысяч.
По словам президента Польши Анджея Дуды, в случае опасности поляки и американцы встанут плечом к плечу против общего врага. «Враг» — это, естественно, Россия. Кроме того, Вашингтон готов «обеспечить безопасность» Украины и стран Прибалтики.
По понятным причинам Дуда не упомянул, что переброска американских войск — отнюдь не благотворительная акция, а на их содержание из бюджета Польши придется выделить миллиарды долларов. Об этом сказано в дополнительном соглашении к основному договору, уточняющему обязательства сторон.
Так, польские журналисты выяснили, что американцам предоставят объекты в двадцати населенных пунктах: Пентагон решил не ограничиваться несколькими крупными базами, а равномерно рассредоточить живую силу по всей стране. Ответственность за максимально комфортное размещение солдат возложили, естественно, на принимающую сторону — поляки должны оборудовать места дислокации, построить или отремонтировать жилье.
Более того, Варшава услужливо берет на себя расходы на отопление, электричество, водоснабжение, вывоз мусора и охрану объектов, будет платить за питание американцев и даже за клининговые услуги. Ко всему прочему военные из США получат льготы: смогут бесплатно использовать железные дороги и аэродромы, им не надо будет вносить навигационные сборы, оплачивать обслуживание авиатехники и стоянку самолетов.
Несмотря на и без того курортные условия, Пентагон оставил за собой право расширить список требований, а Польша согласно договору должна все беспрекословно одобрить и оплатить. В частности, предусматриваются «срочные оперативные потребности вооруженных сил США». Например, в ходе учений американцы могут бесплатно пользоваться муниципальной и даже частной собственностью поляков.
Военный эксперт аналитического клуба «Валдай» Артем Куреев пояснил в беседе РИА Новости, что такое обращение с союзниками — норма для американцев.
«Еще несколько лет назад они вели активную информационную работу в странах третьего мира, разъясняя, какие экономические преимущества дает американская военная база, — говорит он. — Красочные буклеты и презентации расписывали, как пополнится госбюджет, сколько рабочих мест будет создано. Но все изменилось с приходом Трампа. Он, как истинный бизнесмен, предложил концепцию «экспорта безопасности». Смысл в том, что платить за все должны союзники».
Судьба НАТО
Впрочем, одними лишь расходами на содержание американских солдат Польше не обойтись: уже заключены миллиардные контракты на закупку комплексов противовоздушной обороны «Пэтриот» и истребителей пятого поколения F-35. Эти системы, указывают эксперты, не столь необходимы польской армии, чтобы тратить на них колоссальные средства.
По мнению членов правящей партии Польши «Право и справедливость», если Дональд Трамп выиграет очередные выборы, дальнейшие перспективы развития НАТО могут вообще оказаться под вопросом. Приоритетный театр боевых действий США сместился в Азию и уже поступают предложения о создании нового военного блока с участием азиатских стран. А сразу два альянса Вашингтон вряд ли потянет.
«Поэтому партия старается выстроить двусторонние отношения с США, о чем свидетельствуют гигантские траты на американское оружие, — отмечает специалист по Польше Станислав Стремидловский. — Для чего Варшава покупает комплексы «Пэтриот», еще понять можно — ведь это оборонительные системы. Но зачем ей несколько десятков истребителей F-35 — непонятно. Кроме того, поляков могут обязать каждый раз запрашивать разрешение на применение этих самолетов».
По данным эксперта, на инфраструктуру, питание американцев, жилье, склады оружия выделяют порядка пятисот миллионов злотых (около 130 миллионов долларов) в год. При этом Стремидловский уверен, что в соглашении между США и Польшей имеются пока не обнародованные пункты, определяющие дополнительные обязанности сторон.
«Чиновники утверждают, что поляки заработают гораздо больше, — добавляет специалист. — В доказательство приводят сведения о размещении американских военных в Великобритании и Испании. Так, Лондон получает 1,3 миллиарда долларов в год, а Мадрид — шестьсот миллионов. Но в этих странах американские базы постоянные, а в Польше — временные. Поэтому вполне возможно, что власти не оглашают всех расходов, которые понесет страна, учитывая разницу между постоянным и ротационным размещением».
Куреев, в свою очередь, напомнил известную фразу, приписываемую Наполеону: «Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую».
«Так в итоге и случилось в Восточной Европе, — уверен эксперт. — Страны Балтии, не имеющие ВВС, вкладываются в поддержание инфраструктуры военно-воздушных баз с миссиями их союзников. И не США платит Польше, а, наоборот, Варшава берет на себя расходы, связанные с переброской контингента США. Пентагон только перечисляет военным зарплату».
Стабильная прибыль за военные базы США
Польша — не единственный американский союзник, с которого берут большие деньги за покровительство. Весной стало известно, что Вашингтон потребовал от Южной Кореи в пять раз увеличить плату за содержание своих войск в стране.
Сейчас корейцам это обходится в миллиард долларов в год. Американцы настаивали на пяти миллиардах, но затем снизили требования до четырех. Корея готова добавить лишь десять процентов, на что администрация Трампа не согласна.
Переговоры зашли в тупик, и Вашингтон ставит Сеулу ультиматумы. Например, угрожает массовым сокращением обслуживающего персонала военных баз, состоящего в основном из местного населения.
Другие постоянные должники США — прибалтийские участники НАТО, тратящие на оборонные расходы не менее двух процентов ВВП. Часть этих денег уходит на содержание иностранных солдат во время регулярных учений, а львиная доля — на приобретение американской техники.
Так, в августе Литва закупила у США ракеты для противотанковых комплексов Javelin на сумму 31 миллион долларов, а в июле Госдепартамент одобрил продажу литовской армии партии вертолетов UH-60M Black Hawk за 380 миллионов долларов. До этого страны договорились о поставке пятисот бронеавтомобилей на 170 миллионов долларов.
Похожая ситуация в соседних Латвии и Эстонии. Американцы буквально заставляют правительства этих стран покупать технику «Made in USA», чем вызывают у многих политиков открытое недовольство.
В частности, мэр латвийского города Вентспилс Айварс Лембергс пожаловался, что НАТО не дает развиваться военно-промышленному комплексу страны. По его словам, когда Латвия была в Варшавском договоре, семь процентов ВВП приходилось на ВПК, а теперь — ноль.
Варшавский договор, отметил политик, был более лоялен и близок Латвии, чем Североатлантический альянс. Соединенные Штаты же абсолютно не доверяют Риге и не хотят, чтобы страна развивала собственный военно-промышленный комплекс, пополняя за счет этого бюджет.
Справедливости ради стоит отметить, что США все же выделяют небольшие суммы на обустройство военной инфраструктуры в Прибалтике. Например, около пятидесяти миллионов долларов потратят на проектирование военных объектов в Эстонии, Латвии и Литве. Однако есть жесткое условие: контракты на выполнение работ — только с американскими компаниями.
Николай Протопопов belvpo_ com